В кино я вижу тотальную примитивизацию войны

В кино я вижу тотальную примитивизацию войны

Воздушные бои в фильме «Девятаев» поставлены  в онлайн-игре War ThunderВоздушные бои в фильме «Девятаев» поставлены в онлайн-игре War ThunderНесколько слов об ожидаемых премьерах

Как показывает редакционная почта, крымчан испугал ажиотаж вокруг местных санаториев, и не имеющие дач предпочли провести нечаянно выпавшие длинные майские выходные в городских квартирах. Что делали? Смотрели телевизор. Сужу об этом по той же почте, в частности, по общему недоумению, вызванному премьерами телевизионных и не телевизионных фильмов о Великой Отечественной войне.

— Складывается ощущение, что современных режиссёров интересуют исключительно стрелялки, бродилки и плотская любовь на грязных нарах землянок, — возмущена учительница из Керчи Ольга Подвой. — Многочисленные сериалы абсолютно не запоминаются. Кажется, смотришь один бесконечный. Просто к нему добавляются новые герои, а первых постепенно забываешь. Фильмы Григория Чухрая или Петра Тодоровского оседают в памяти каждым кадром. Нина Дробышева, Евгений Урбанский, Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Иван Бурляев, Инна Чурикова играют так, что ты сам погружаешься в суровые реалии фронтовых или послевоенных будней. В сегодняшних постановках и близко такого нет.

А как это может быть, уважаемая Ольга Васильевна, если все картины скроены по одинаковым лекалам? И в лекалах этих доминируют внешние приметы сражений, суета, движение, траектория полёта снарядов без самой малой замашки на ответы, почему такое могло случиться, как на зверства оказался способен человек?

Летящий снаряд крупным планомЛетящий снаряд крупным планомВ «Т-34» военнопленные угоняют из концлагеря танк, а в кинопремьере «Девятаев» — самолёт. Уж не знаю, зачем, возможно, всё-таки из желания отличиться от коллеги режиссёр «Девятаева» Тимур Бекмамбетов придумывает линию, что главный герой подтолкнул великого Сергея Королёва к созданию искусственного спутника Земли. Столпы учёного мира поиронизировали и простили. У меня же душа болит за другое: в компанию к реальному герою режиссёр подселяет вымышленный антипод — Николая Ларина. Его самолёт так же сбивает вражеское орудие, он так же попадает в плен, но, в отличие от Девятаева, переходит на сторону фашистов. Более того, убеждает друга сделать то же самое, ссылаясь на то, что на Родине Девятаева ждут только репрессии и гибель. Зрители (и я — в их числе) поёжились от неприкрытого цинизма. В адрес режиссёра посыпались вопросы, и он, признанный, увенчанный и обласканный властью, в интервью одному из федеральных (!) каналов дал убийственное пояснение: «Справедливость и честь — вещи разные, как я выяснил, делая этот фильм. По справедливости, тут его друг-предатель, в общем-то, был, наверное, прав... Был приказ, по которому все они считались изменниками Родины, семьи подлежали всяческим ущемлениям в правах, человек попадал в тюрьму или под расстрел... Мы судить не можем людей того времени ни с одной, ни с другой стороны». Выходя из симферопольского кинотеатра, я услышала растерянный риторический вопрос одинокого зрителя: «Интересно, за что два моих деда сложили головы в Понырях и под Краковом?».

Встреча друзей (кадр из фильма «Девятаев»)Встреча друзей (кадр из фильма «Девятаев»)Я была девятиклассницей, когда учительница литературы на факультативе заставила нас прочесть повесть Василя Быкова «Сотников». Там «лаборатория предательства» настолько мощно сияла условными колбами и ретортами, что мы замирали от омерзения, получая вековую прививку. Кто из девятиклас-сников сегодня читает Василя Быкова? Единицы. Поэтому бекмамбетовский вектор на спасение своей шкуры может понравиться и прижиться. Не мудрено, что президент Владимир Путин с горечью заявляет с высочайшей трибуны, что не находит в учебниках истории параграфа под названием «Сталинградская битва», зато глав о начале Второй мировой войны — читать—не перечитать. Каждый американский школьник сегодня скажет, что Берлин взяли и освободили войска США, СССР же развязал бойню. А мы чем будем крыть? Бекмамбетовскими оправданиями выбора сытой жизни?

Очень ждала премьеры телефильма «Подольские курсанты». Смотрела внимательно и вынесла впечатление, что нам предложили компьютерную игру, где у каждого героя минимум семь жизней. Сложил голову один персонаж, на его место заступает другой, по типажу такой же. Ни горечи, ни сожалений, ни идеологии, ни характеров в картине нет. Есть бледная копия Василия Тёркина по фамилии Лавров. Есть медсестра Маша, которая любит и Лаврова, и друга детства Митю Шемякина. Целуется то с одним, то с другим. Есть стандартные очкарик, поэт. А дальше что? Компьютер прекрасно рисует полёт снаряда. Вот он прорывает шинель, величественной короной разбрызгивается кровь, герой картинно падает. К нему не успеваешь привыкнуть, не знаешь, чем он жил, с какими мыслями провёл ночь накануне боя. Смысл ведь в бесконечной пальбе, акробатических кульбитах в центре взрывной волны, ловко сконструированном пожарище и прочем из того же ряда.

По голливудским канонам: ...и девушка в наградуПо голливудским канонам: ...и девушка в наградуВ кино я вижу тотальную примитивизацию войны. Юрий Озеров снимал эпопею «Освобождение» 5 лет. «Девятаева» состряпали за полгода. Даже с трюками особенно не заморачивались. Полёт самолёта под мостом слизали из фильма «Валерий Чкалов», бреющий метод — из «Хроники пикирующего бомбардировщика». Никто не хочет рвать душу и сердце. Зачем? То в одном фильме, то в другом вижу ссылку, что под проект получен президентский грант. Но наш лидер, наверное, искренне желая поддержать кино о Великой Отечественной, никак не ожидал превращения жанра в откровенное заробитчанство.

Что меня обнадёживает? Во-первых, что «Девятаев» и ему подобные проекты с треском проваливаются в кинопрокате. Во-вторых, реакция россиян. «В фильме представлен не геройский боевой офицер-лётчик Девятаев, а псевдоДевятаев, который ведёт себя не как мужик и боевой офицер, а  как трансгендерная Офелия с необъяснимой мотивацией», — пишет в соцсетях зритель из Санкт-Петербурга Дмитрий Воробьёв. Ему вторит другой, с ником «Жесть»: «Перед нами — Голливуд головного мозга, причём по запутыванию зрителя с целью подготовить к некритичному принятию выводов режиссёра. Я живо вспомнил пару фильмов Бекмамбетова и десяток других фильмов из-за моря, где отсутствие логики и принципов в поступках, по-простому — шиза, выдаётся за глубокомыслие и сверхистину. Хотя слово «шиза» расставляет это «искусство» по местам». А вот ещё одно мнение: «Я обомлел, кого Бекмамбетов делает Печориным и Онегиным военного времени? Колю Ларина (выбор фамилии впечатляет). Бывший лётчик, ставший офицером люфтваффе, конченый предатель, убийца боевых товарищей, любитель пива с колбасками, борец с приказами НКВД и папу любит. И под этого мерзавца отдаются экраны кинотеатров? Мой прадед вернулся с фронта без ноги. Но о нём фильм никогда не снимут. Костя, г. Саратов».

«Подольские курсанты» — ещё одна компьютерная игра?«Подольские курсанты» — ещё одна компьютерная игра?

Слава Богу, что мы ещё не утратили способности отделять зёрна от плевел. Но сил у нас всё меньше, а сериалов типа «Мы из будущего», в котором санитарка якобы в 1942-м напевает пошловатый хит группы «Комбинация» «Ой, Серёга, Серёга, ты не стой у порога», всё больше. Так что не теряйте бдительности, сопротивляйтесь и смотрите старое доброе кино.

Ирина ИВАНЧЕНКО

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Похожие статьи

Объявления

Уважаемые читатели!

Редакция газеты «Крымские известия» продолжает приём объявлений о согласовании местоположения границы земельного участка.

Подробнее...
March 2024
Mo Tu We Th Fr Sa Su
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Animation

Лента новостей

Error: No articles to display