Образ Крыма и уроки Алупкинского дворцово-паркового ансамбля

Образ Крыма и уроки Алупкинского дворцово-паркового ансамбля

ид террасы у южного портала Воронцовского дворцаид террасы у южного портала Воронцовского дворцаНа эти размышления меня навела статья «не хотелось бы превращать Крым в Нью-Йорк» А. Владимирского, опубликованная в «КИ» 13 июля (№ 121). Позвольте и мне поделиться тем, что беспокоит много лет.

Крым — уникальный природный комплекс, названный чилийским поэтом Пабло Нерудой «орденом на груди планеты Земля». Крым — это и множество созданных человеческими умом, сердцем и руками объектов, которые также в той или иной степени являются производными природы. Что касается эмоциональной составляющей в характеристике полуострова — она, несомненно, принадлежит природе, и лучше всего это прослеживается в произведениях искусства: Крым с его двумя морями, степями, горами, древней и современной историей, воплощённой в памятниках архитектуры и рядовой застройке, послужил источником вдохновения многим служителям муз. Достаточно вспомнить, а лучше — увидеть марины И. Айвазовского. Или углубиться в антологию «Крым в поэзии», где на 4935 страницах семи томов разместилось всё, что составителю и его помощникам удалось найти и собрать за 10 лет изысканий, названных ими «литературной археологией».

Какой же собирательный образ Крыма рисует нам порождённая им поэзия? Здесь неуместна обычная статистика: столько-то строф или строк — о скалах, столько-то — о море, столько — о солнце — и «портрет» готов! На мой взгляд, поэтический образ Крыма складывается из трёх условных частей. Это, прежде всего, нетронутая человеком уникальная природа (в наши дни таковой, к сожалению, почти не осталось). Во-вторых, те «оазисы», где человек очень осторожно прикоснулся к природе или воссоздал её по лучшим образцам (например, старинные парки). Наконец, это ареалы, где человек без вреда природе деликатно вписал в неё архитектуру (старинные дворцы). Здесь архитектура не доминирует, а служит органичным дополнением природы, как, например, Ласточкино гнездо, воспринимаемое продолжением скалы, из которой оно вроде бы само собой явилось на свет.

Многоэтажные «билдинги» из стекла и бетона в предлагаемой классификации отсутствуют, поскольку, даже обладая большой фантазией, их вряд ли можно назвать органичным продолжением крымского ландшафта. По моему мнению, образцом единения природы и архитектуры вполне может служить Алупкинский дворцово-парковый ансамбль. Это тем более актуально после катастрофических последствий циклона, обрушившегося на республику 17—18 июня 2021 года, когда на Южном берегу выпала трёхмесячная норма осадков, не только разрушительных самих по себе, но активизировавших не менее губительные склоновые процессы — сели и оползни. Слава Богу, что ещё Посейдон, самый свирепый и буйный из богов греческой мифологии, повелитель штормов и землетрясений, в эти дни дремал, а не ударял в исступлении своим трезубцем о землю, сотрясая её, неся ужас и погибель всему живому.

Водотоки объединены в системы каскадов и прудовВодотоки объединены в системы каскадов и прудовВласти республики ввели режим ЧС. Подтоплено более 360 домов, спасателями эвакуировано почти 1,8 тыс. человек, возникли перебои с водо-, электро- и газоснабжением. Подсчёт нанесённого стихией ущерба (назовём его единовременным) продолжается, но высказываются опасения об ущербе отложенном, обусловленном недоработками генерального плана Большой Ялты из-за недостаточногоучёта инженерно-геологических условий территории, повлёкшими просчёты в архитектурно-планировочной организации застройки. В связи с этим озвучиваются предложения о необходимости пересмотра генплана.

Вообще, по большому счёту, есть смысл по-новому взглянуть глазами архитекторов- градостроителей и на весь полуостров в целом. То есть на основе системного подхода и с учётом современных реалий разработать программу взаимосвязанного развития всех отраслей народного хозяйства Крыма и, конечно, в первую очередь, рекреационной. Однако это — предмет отдельногосерьёзного разговора. Возвратимся к теме, обозначенной в названии публикации, и на примере Алупкинского дворцово-паркового ансамбля покажем, что эстетика архитектуры вполне мирно уживается с инженерной геологией территории, в определённой степени — произрастает из неё. В этом поможет не утратившая актуальности статья едва ли не 30-летней давности «Как обуздать оползни? Уроки Алупкинского дворцово-паркового ансамбля» (авторы: А. Галиченко — зам. директора по научной работе Алупкинского дворца-музея; Е. Кривобоков — кандидат архитектуры, сотрудник «КрымНИИпроекта»), вышедшая в журнале «Строительство и архитектура».

Южный берег Крыма — сложная саморегулирующаяся природная система, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, многие из которых затрудняют строительство (крутой рельеф, оползни, высокая сейсмичность и др.). В то же время опыт современного проектирования, возведения и эксплуатации зданий и сооружений даже на относительно удобных территориях ещё не выработал эффективных архитектурно-планировочных и инженерных приёмов, позволяющих застройке внедряться в природную систему ЮБК, не нарушая механизма её саморегуляции, что приводит к активизации склоновых процессов и разрушению построенных объектов. Количество оползней из года в год растёт, при этом среди них преобладают антропогенные.

На общем фоне картины безрадостной борьбы с оползнями внимание специалистов привлекают отлично сохранившиеся архитектурные объекты, возведённые в годы, когда инженерно-технические возможности были гораздо ниже нынешних: Ласточкино гнездо, Ливадийский, Алупкинский, Кореизский и другие дворцы. Особенно поражает Алупкинский, являющийся не только уникальным памятником архитектуры первой половины XIX в., но и образцом рационального использования территории, умелого применения природоохранных инженерных и ландшафтных приёмов.

Алупкинский регион издавна известен оползнями, занимающими 34% его площади и 70% территории города. Самый большой из них — Центральный Алупкинский — имеет мощность 50—80 м, отличается многофакторным характером, смещением по нескольким поверхностям, делится на девять более мелких оползней. В 250 метрах к востоку от него расположен дворец, не подвергшийся ни малейшим деформациям. Всё это даёт основания предположить, что при его проектировании и строительстве учтены главные компоненты природной системы ЮБК.

Алупкинский парк. На первом плане — «Лунный камень», на втором — Крестовая гора, в дымке — вершина Ай-ПетриАлупкинский парк. На первом плане — «Лунный камень», на втором — Крестовая гора, в дымке — вершина Ай-Петри

Основные здания дворца сооружены, по-видимому, на месте ранее существовавших строений коренных жителей Алупки, то есть привязаны к уже проверенной территории. При этом приняты во внимание не только живописность рельефа, но и его явно выраженная амфитеатральная структура. А, как известно, ещё древние греки, обитатели средиземноморской, сходной с ЮБК полосы, подметили: в некоторых грунтах наиболее устойчивая к оползням поверхность имеет форму амфитеатра. Существует предположение, что и в Алупке первые постройки возникли в виде сгруппированного амфитеатром античного поселения. Следовательно, дворцовопарковый ансамбль целенаправленно формировался на территории с уже преобразованным рельефом.

Тем не менее были осуществлены коренные изменения рельефа. Вместо одной широкой террасы на невысокой платформе, приподнимающей здание над холмистым пологим склоном, планируются четыре узкие террасы на очень мощном высоком основании. Устойчивость оползневых склонов была повышена устройством террасы и каменных подпорных стен сухой кладки. Склон получил мощную многократную обвязку в соответствии с распределением сдвигающих сил в земляных контрфорсах. Сухая кладка не препятствует выходу грунтовых вод. В дворцовом строительстве в Крыму такой приём применён впервые.

Устойчивость оползнеопасного склона и физическая сохранность дворца в немалой степени обеспечиваются также тем, что основанием его фундаментов являются скальные породы. Это подтверждается как архивными материалами, так и визуальными наблюдениями. В то же время цепь скальных выходов образует водораздел, поверхностные и грунтовые воды не скапливаются у дворца, несмотря на то, что он расположен поперёк склона. Скала является и устойчивым основанием при сейсмических толчках, что позволило зданиям выдержать многочисленные землетрясения.

Влияние гидрогеологических условий на архитектурно-планировочное решение дворцово-паркового комплекса не исчерпывается постановкой зданий на водораздел. Уменьшение общей обводнённости склона и снятие гидродинамического давления достигается чёткой организацией и отводом поверхностного и подземного стоков. Восемь водотоков, сбегающих с интервалом 500 метров через парк к морю, объединены в системы водопадов, прудов и фонтанов. К сожалению, чертежи гидравлических систем утеряны, и восстановить во всей полноте способы, с помощью которых инженеры и зодчие прошлого приспособились к гидрогеологическим особенностям участка, не удалось.

После Алупки все ансамбли дворцов и парков ЮБК наследовали, с небольшими отклонениями, композицию амфитеатра и сходный тип гидрогеологических устройств. Почти целиком они перешли в Ореанду. Уже в начале ХХ в. учитывающий эти идеи вариант Алупки появился на основе эстетики модерна в архитектурно-парковом ансамбле Кучук-Кой. Помимо художественных достоинств он представляет интерес в качестве первой в Крыму попытки обуздать оползень с помощью бетонных обвязок склонов, а также отвода грунтовых вод в фонтаны и бассейны и использования водоотсасывающих свойств некоторых растений.

Несмотря на отсутствие многих чертежей, раскрывающих идею инженерной подготовки территории и конструкций Алупкинского дворцово-паркового ансамбля, можно сделать ряд выводов и рекомендаций, приемлемых при застройке ЮБК и сегодня. Прежде всего, преобразования рельефа, использование скальных пород в качестве основания фундаментов, организация поверхностного и подземного водоотводов должны представлять собой единую взаимодополняющую систему мероприятий, обеспечивающих функционирование объектов в сложных инженерно-геологических условиях. Такая система должна охватывать всю территорию водосбора.

Земляные работы, направленные на увеличение устойчивости оползневого склона, должны состоять в разгрузке головной части возможного оползня путём срезки грунта и устройства контрфорсных террас высотой 3—4 метра. Оптимальными для размещения площадки застройки являются выходы коренных пород, использование которых под основание фундаментов зданий и сооружений исключает возможность их разрушения оползневыми подвижками и под воздействиями сейсмических толчков.

Поверхностные же и грунтовые воды при умелой их организации перехвата и отвода, что мы наблюдаем в ансамбле Алупкинского дворца, из фактора, способствующего возникновению оползней, могут превращаться в средство, повышающее эстетические качества осваиваемой территории и её микроклимата.

В заключение назову Алупкинский дворцово-парковый ансамбль крымским «местом силы», имея в виду его красоту, загадочность и притягательность, сравнимую с местом поклонения.

Е. МИХАЙЛОВ

Фото В. ГУСЕВА и с сайта landscape.totalarch.com.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Похожие статьи

Объявления

Уважаемые читатели!

Редакция газеты «Крымские известия» продолжает приём объявлений о согласовании местоположения границы земельного участка.

Подробнее...
April 2024
Mo Tu We Th Fr Sa Su
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Animation

Лента новостей

Владимир КОНСТАНТИНОВ: «Передача Крыма Украине — факт полнейшего нарушения трёх конституций»

22-04-2024

70 лет назад, 26 апреля 1954 года, Верховный Совет СССР принял Закон «О передаче Крымской области из состава РСФСР в...

Указ, который восстановил историческую справедливость и объединил Крым

22-04-2024

10 лет назад, 21 апреля 2014 года, Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского...

Говоря о предстоящем сезоне, очень хочется не сдерживать оптимизм

22-04-2024

Судя по тому, какая погода установилась на нашем благословенном полуострове нынешней весной, высокий курортный сезон в Крыму не за горами...

В колыбели православия

22-04-2024

По давней традиции в день Светлого Христова Воскресения в Херсонесе Таврическом — колыбели русского православия — пройдёт семейный фестиваль «Пасхальная...

Вахта Памяти

22-04-2024

В Евпатории на мемориальном комплексе «Красная горка» прошла торжественная церемония открытия весеннего этапа регионального патриотического проекта несения почётного караула «Вахта...

«Инфорум» как импульс развития журналистики Крыма

22-04-2024

В Симферополе прошёл практикум для журналистов «Инфорум», организованный Союзом журналистов России и его крымским отделением. В нём приняли участие как...

Серебряный звон русской поэзии

22-04-2024

Каждый год вместе с цветущей весной Республика Крым встречает Международный Гумилёвский поэтический фестиваль «Коктебельская весна», в рамках которого празднуется день...